Функциональная грамотность

 Что же такое функциональная грамотность?

         Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

     Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год

PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е

Раз в пять лет

2021 год

PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники

Раз в три года

2021 год

Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е

Раз в четыре года

2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ФГБНУ «ИСРО РАО» № 01-09/285 от 17.09.2021 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021 №141 «Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021, 2022, 2023 годы

Приказ Министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 г.»

Письмо министерства образования Тульской области о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 гг.»

Письмо министерства образования Тульской области от 27.09.2021 № 16-10/10278 о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 гг.»

Письмо министерства образования Тульской области от 16.09.2021 № 16-10/9781 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» от 23.09.2021 № 841 «О создании региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

Приказ Отдела образования Комитета по социальным вопросам АМО Кимовский район от 20.09.2021 года № 109-К «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального образования Кимовский район, на 2021-2022 гг.»

Нормативно-правовые документы МКОУ «СОШ №7»

План мероприятий МКОУ «СОШ №7», направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год

…………………………..

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации.

Дата

Тема

Программа

Видеозапись

17.09.2021

Повышение функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций

Ознакомиться

Посмотреть

24.09.2021

Направления методического сопровождения региональных команд

Ознакомиться

Посмотреть

24.09.2021

Организационная схема взаимодействия с субъектами РФ

Ознакомиться

Посмотреть

24.09.2021

Основные содержательные и методические аспекты формирования и оценки функциональной грамотности

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Результаты опроса руководителей региональных команд об организации в субъектах методической помощи школам по вопросам формирования функциональной грамотности школьников

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Оценка креативного мышления – новое направление в исследовании функциональной грамотности

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Глобальная компетентность и «глобальные компетенции». Проблемы формирования глобальной компетентности в российской школе

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Оценка математической грамотности – приоритетное направление PISA-2022

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Финансовая грамотность в исследовании PISA

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Новые подходы к оцениванию читательской грамотности. Анализ результатов российских учащихся в международном исследовании PISA-2018

Ознакомиться

Посмотреть

01.10.2021

Программа методической работы по формированию естественнонаучной грамотности на муниципальном уровне

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующую

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Особенности заданий для формирования и оценки кративного мышления

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Уровни глобальной компетентности в исследовании PISA

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: открытый банк заданий (5-9 классы)

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Использование регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности (докл. О.В. Петунини, Кемеровская обл.)

Ознакомиться

Посмотреть

08.10.2021

Особенности заданий для формирования и оценки финансовой грамотности

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Региональный опыт формирования функциональной грамотности. Повышение качества образования в Московской области

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Использование информационных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся. Способы интерпретации и использования результатов оценочных процедур

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Методическое сопровождение реализации регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности»

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Формирование функциональной грамотности. Управленческий контур

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Опыт организации образовательного процесса по повышению функциональной грамотности школьников в МОУ СОШ № 18
г.о. Подольск

Ознакомиться

Посмотреть

15.10.2021

Педагоги Подмосковья в системе непрерывного профессионального обучения

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующую

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

1. Особенности оценки результатов выполнения заданий по креативному мышлению
2. Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Содержательные аспекты «глобальных компетенций»: отечественный опыт

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Методическое обеспечение формирования математической грамотности в 7-9-х классах

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: учебные пособия издательства «Просвещения»

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Естественно-научная грамотность: опыт регионального мониторинга в Красноярском крае

Ознакомиться

Посмотреть

22.10.2021

Опыт деятельности Красноярского регионального центра финансовой грамотности по формированию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

Ознакомиться

Посмотреть

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Back to top

"Средняя общеобразовательная школа №7"

имени Николая Викторовича Кордюкова.